Зоны ответственности трекера. За что отвечает трекер?

Очень часто трекер задает себе вопрос - а за что он реально отвечает и на что он может повлиять в процессе общения? Какие аспекты взаимодействия находятся под контролем трекера (управляются им), а на какие трекер может только косвенно повлиять? Давайте разберемся с этим вопросом.

За что отвечает трекер?

Как и в случае многих вспомогательных профессий (например, фасилитатор или медиатор) - трекер полностью отвечает за процесс [трекинга]. В зоне ответственности трекера находится то, как трекер пытается организовать процесс работы с предпринимателем, отвечает за процесс поиска ценностных предложений для предпринимателя, несет ответственность за умение задавать "правильные" вопросы для предпринимателя и выявлять ценность.

Здесь работу трекера можно сравнить с лучем фонарика в темноте. Задача трекера "подсвечивать" и выявлять проблемные участки. Другой вопрос - пойдет ли туда предприниматель? Но, как минимум, подсветить и зафиксировать проблемные места, прямо спросить предпринимателя о их наличии и что предприниматель собирается с этим делать - прямая задача трекера.

Так же трекер косвенно отвечает за трекшн ("путь") предпринимателя. Очень важно для всех сторон, что бы после встреч оставались "артефакты" работы с трекером - список гипотез, отчет по их проверке, план работ на неделю, список задач и т.д. Для предпринимателя это прежде всего план работ, поддержка самого себя в тонусе, фиксация принятия факта ответственности перед трекером.
Для трекера это план-фактный анализ результатов - что было на входе в трекинг и что есть на выходе. Документ, основа для формирования дальнейшей стратегии поиска ценности для предпринимателя.

Так же глобально трекер отвечает за поставку ценности для предпринимателя. Ценность должна поставляться локально в рамках каждой сессии и глобально - стратегическое движение к большим целям.

Еще пара моментов, находящихся в зоне ответственности трекера: тайминг встреч и фокусировка на целях. Соблюдение тайминга встреч - это экономия как своего времени, так и времени предпринимателя. А фокусировка - это способ максимизации ценности для предпринимателя.
Рис. 1.
Что контролирует трекер?
ответ удивит - не так уж и много ...

Что трекер контролирует и на что может влиять?

На рисунке 1 выделены 4 зоны. Давайте рассмотрим их внимательно. Итак, есть 4 зоны:

1. Зона контроля — это то, что находится в нашей власти, и мы без посторонней помощи способны получать в ней результаты.
Например, нахулиганил кот в тапочки, и в нашей власти его наказать локально или отвести к ветеринару, чтобы кардинально убрать гормональную причину поведения кота рецидивиста.

2. Зона влияния — это то, на что мы можем косвенно влиять и получать результат.
Продолжим пример с котом, только теперь кот соседа хулиганит нам под дверь. Тут наши возможности ограничены. Кота конечно можно отловить и наказать, а вот к ветеринару уже не свозишь, поэтому придется идти договариваться с соседом.

3. Зона интереса — влиять на ситуацию мы не можем, но ход событий носит для нас интерес.
Дальше развить пример с котом сложно (вряд ли нам будет сильно интересно, что чей-то кот делает свои дела не под нашу дверь), поэтому возьмем пример с курсом доллара. Да, он нам интересен, но повлиять на него мы не можем.

4. Нет интереса — эта зона нам не интересна.

Как оказывается, зона контроля и зона влияния не так уж и велики. И в большинстве случаев многие вещи находятся в лучшем случае только в зоне влияния.

Давайте еще раз посмотрим, что лежит в зоне контроля (трекер управляет):
  1. Процедура трекинга.
  2. Контроль позиции взрослый-взрослый.
  3. Процесс задавания правильных и сильных вопросов для подсветки проблемных мест.
  4. Поиск и демонстрация ценности для предпринимателя.
  5. Фокусировка предпринимателя на главных целях.
  6. Трекшн процесса трекинга.
  7. Тайминг встреч.

Зона влияния (трекер влияет):
  1. Интерпретация доставленной ценности для предпринимателя (понимает ли предприниматель ценность или последствия возможных поступков).
  2. Формирование своей ценности как трекера и ценности своей работы в глазах предпринимателя.
  3. Формирование и приоритизация целей.
  4. Формирование целостной картины в голове у предпринимателя. Структурирование вопросов предпринимателя.
  5. Формирование и "продажа" картины будущего.
  6. Путь достижения цели предпринимателя.

Зоны контроля трекера

Процедура трекинга
Глобальный фокус на процессе поиска ценности для предпринимателя.

Контроль позиции взрослый-взрослый
Чаще задавайте вопрос, что может предприниматель. Возвращайте ответственность за его действия и решения.

Задавание правильных и сильных вопросов
Структурируйте и проясняйте аспекты деятельности для предпринимателя. Если он сам этого не делает, так пусть для него хоть кто-то все "разложит по полочкам".

Поиск и демонстрация ценности для предпринимателя
Просто задавая качественные вопросы можно раскопать и получить ценность для предпринимателя, обеспечить ему многочисленные инсайты.

Фокусировка на главных целях
Контроль и постоянная фокусировка на главном.

Формирование трекшн карты трекинга
Формирование артефактов от встреч с помощью предпринимателя для контроля изменений (было-стало).

Тайминг встреч
Контроль времени. Фокусировка на главных вопросах, устранение "воды" в общении.