Вопросы и ответы по бизнес трекингу, менторингу

Вопросы и ответы про трекинг и менторинг

На этой странице собрала ряд вопросов про трекинг (менторинг), которые позволят более глубоко посмотреть на этот инструмент органического роста бизнеса:

  • Какие результаты трекер может дать бизнесу?
  • Какая бывает суперсилу у трекера?
  • За счет чего бизнес трекер может помочь бизнесу?
  • Кто такой бизнес трекер? Каким навыками ему стоит обладать?
  • Чем бизнес трекер отличается от других помогающих специалистов?
  • За что отвечает бизнес трекер?
  • Что конкретно можно сделать для оцифровки (систематизации) бизнеса?
  • Чем ментор отличается от бизнес трекера?
Ошибки на первой встрече ...
Как их избежать и чем можно помочь?
  • Вопрос:
    Какие результаты трекер может дать бизнесу?
    Ответ:
    Зависит от первичного запроса и от тех ограничений в бизнесе, которые мешают достичь желаемых целей. На практике, бизнес трекер может помочь действующему бизнесу за разумный срок достичь следующих результатов (описаны запросы реальных бизнесов) и обеспечить выполнение следующих запросов:
    1) Как сделать так, что бы с трекером бизнес заработал кратно больше, чем без трекера? Как сделать так, что бы с трекером рост бизнеса был быстрее, чем без него? Результат - кратный и быстрый рост бизнеса.
    2) Получить комплексный "незамыленный" взгляд на бизнес со стороны. Определить, что является драйвером роста для бизнеса. Проверить доходчивость ценностного предложения, которое бизнес использует для своих клиентов. Проанализировать систему генерации Лидов в бизнесе, проверить воронку продаж, конверсии на этапах пайплайна, работу с Лидами. Результат - проведенный "чекап" бизнеса и экшн план улучшений.
    3) Как найти текущие ограничения в бизнесе (как разложить бизнес по объектам управления и найти ограничения в каждом объекте управления)? Получить ответы на вопросы что мешает кратному росту или достижению поставленных целей. Какое самое главное ограничение мешает достичь ближайших целей? Какие действия команды помогут преодолеть ограничение и достичь поставленных целей? Какие гипотезы можно быстро и дешево проверить для ускорения движения к поставленным целям? Результат - запуск системного процесса постановки гипотез, процесса быстрой и дешевой проверки гипотез.
    4) Как поставить оцифрованные амбициозные цели на 1 год/3 года (кратный рост в рамках стратегии развития)? Как декомпозировать цели в цифрах на задачи ближайшего квартала/месяца? Как сформировать опережающие показатели в бизнесе? Как запустить и отслеживать экзекьюшн (execution) бизнеса/проектов руками самой команды? Как держать фокус на главных задачах. Как декомпозировать бизнес на объекты управления, как расписать пирамиду метрик, как определить точки разрыва в бизнес процессах, как определить на какие метрики нужно повлиять для улучшения показателей бизнеса? Результат - системный процесс улучшения бизнес показателей.
    5) Как систематизировать бизнес? Как определить объекты управления в бизнесе. Как и каким образом стоит укрепить оргструктуру (выстроить основу для кратного роста)? Как и каким образом доработать систему управленческой отчетности? Как запустить систему делегирования и контроля задач? Как решить вопросы с ростом (наймом) персонала? Результат - выстроенная оргструктура, система отчетности, система управления бизнесом, пирамида опережающих показателей бизнеса.
    6) Как вывести собственника из операционки. Как высвободить время собственника, как поддержать выполнение (execution) поставленных тактических задач в рамках стратегии развития? Как сфокусировать собственника на решении стратегических задач бизнеса? Результат - выход собственника из операционки и фокус на стратегическом развитии компании.
  • Вопрос:
    В чем ваша суперсилу как трекера?
    Ответ:
    1) Большая насмотренность (более 400+ проектов). Проекты из различных сфер: продажи, ИТ, меркетплейсы, образование, блокчейн, геймдев, производство, туризм, страхование.
    2) Способность упрощать, выделять и доносить основную суть. Умение добиваться от проектов четких формулировок для самого основного и ценного для клиента.
    3) Есть собственные наработки (фреймворки), позволяющие выстраивать результативную и понятную стратегию достижения целей. Умение декомпозировать цели проекта на опережающие показатели (контакты, звонки, лиды, касания), которые исполнители могут забирать в работу.
    4) Навыки по оцифровке и систематизации бизнеса. Выстроим оргструктуру, разработаем управленческую отчетность, запустим процессы системного менеджмента и управления по целям.
    5) Опыт работы на между народных рынках - Республика Казахстан, Европа, Турция, ОАЭ
  • Вопрос:
    За счет чего бизнес трекер может помочь бизнесу?
    Ответ:
    1. Принципиальная свобода трекера от операционки. Позиция трекера не подразумевает нахождения в операционной деятельности компании. Отсюда гарантия того, что трекер в рамках проекта изменений занимается только стратегическими вопросами, не распыляясь на рутину и мелочи.
    2. Отсутствие «legacy» и ограничений. «Незамыленный» взгляд на бизнес. Очень важные предпосылки для расшивки ситуации с "выученной беспомощностью". Трекер не имеет предубеждений к тому, что что-то сделать нельзя, может иметь опыт и насмотренность с других проектов, системно пушит и фокусирует команду на достижение тактических целей, лежащих в русле стратегической цели.
    3. Пирамида опережающих показателей бизнеса. В рамках первых встреч трекер выстроил пирамиду взаимоувязанных метрик бизнеса, объединяющую стратегические цели бизнеса и опережающие показатели бизнеса. Теперь, опираясь на текущие показатели можно четко понять зоны разрыва в текущим и целевыми показателями бизнеса и предпринимать конкретные шаги для устранения разрывов.
    4. Знание эффективных фреймворков. В силу своего опыта трекер владеет проверенным инструментарием для эффективного устранения выявленных ограничений и обеспечения роста бизнес показателей.
    5. Катализатор для процессов мышления и изменений в бизнесе.«Разговаривая вопросами», имеет шанс запустить процессы мышления и групповую динамику в команде. Трекер активизирует процесс альтернативного и расширенного мышления — что можно сделать по-другому, что будут делать иначе, как можно получить требуемое, часто подстегивает команду к ответам на эти вопросы. Постоянными вопросами не дает двигаться по легкому пути и не дает команде останавливаться, получив первые очевидные ответы.
    6. Независимость. Трекер — не сотрудник компании. Его отношения с фаундером скорее партнерские, чем начальник vs подчиненный. При взаимодействии с командой задается другая атмосфера, когда можно экспериментировать и не бояться ошибаться.
    7. Позиция трекера над ситуацией. Для того что бы увидеть ограничения и подвести к решению, нужно быть в позиции «над ситуацией». Позиция трекера в рамках вышеописанных пунктов это обеспечивает.
    8. Мягкая сила и фокусировка. Системные целенаправленные сфокусированные действия, направленные на преодоление текущих ограничений.
  • Вопрос:
    Кто такой бизнес трекер? Каким навыками ему стоит обладать?
    Ответ:
    Практикующий специалист, бизнес эксперт, человек с большой насмотренностью, глубоким практическим бизнес опытом (идеально С-level, уровень CEO/COO), E-shape профиль (глубокие знания в нескольких областях), Heliсopter View (стратегическое видение), управленец, бизнесмен.

    Прошел обучение по нескольким методикам бизнес трекинга (кругозор), отработал с большим количеством команд (насмотренность), взаимодействовал с крупными и известными акселераторами (методичность), имеет большое количество часов практики с командами реального бизнеса (практика), имеет собственных клиентов из реального бизнеса (опыт на реальных рынках). Как результат - сертифицирован как трекер (не диплом от курсов, а именно сертификат того, что он отработал определенное количество часов с компаниями определенного уровня).

    Не является теоретическим экспертом (практик), продолжает работать в реальном крупном бизнесе на руководящих ролях, что бы не терять связь и чувствовать реальный рынок. Имеет практический бизнес опыт в различных сферах деятельности. Использует широкий арсенал активных soft-skills навыков и помогающих практик (Agile/аджайл, коучинг, фасилитация, медиация). Пройдено большое количество тренингов для приобретения новых навыков, более глубокого осмысления текущих используемых практик и для расширения практического кругозора.

    Практик в бизнес вопросах - оргструктура компании, управленческая отчетность, бизнес метрики компнии, операционная деятельность, стратегические видиние.
  • Вопрос:
    Чем бизнес трекер отличается от других специалистов?
    Ответ:
    В своей работе трекер может использовать различные навыки: умение задавать правильные вопросы (элементы коучинга), свою экспертность, свою насмотренность, бизнес опыт и т.д. Главное отличие - трекер точно должен не "продавать" свое прошлое как другие специалисты (в рамках менторинга, наставничества), трекер должен стараться не "продавать" свою экспертность (хотя может давать ценные советы), трекер - должен строить желаемое будущее совместно с владельцем бизнеса.
    Говоря на бизнес языке трекер диагностирует (честно фиксирует) исходную позицию (точка А), помогает оцифровать желаемую позицию (точка Б) в терминах опережающих показателей бизнеса и помогает простроить стратегию перехода из точки А в точку Б. Разница между текущими показателями (точка А) и желаемыми показателями (точка Б) как раз и является искомым разрывом (вызывается ограничениями), с которым и работает трекер. При этом трекер поддерживает собственника, отслеживает показатели, помогает и фокусирует собственника в реализации целевых планов.
  • Вопрос:
    За что отвечает бизнес трекер?
    Ответ:
    В отличие от представителей других помогающих профессий (фасилитатор, медиатор) трекер отвечает не только за сам процесс. Трекер вовлечен не только в процесс (стратегию) достижения цели, самое главное что он еще вовлечен в процесс execution (тактику) достижения цели.
    Если детальнее, то он помогает собственнику собрать спринт (поставить приоритизированные цели на спринт) и проверяет/помогает с исполнением поставленных целей. Хочу подчеркнуть, что он не делает сам (!) взятые командой задачи, но помогает команде различными способами выполнять эти задачи.
  • Вопрос:
    Что конкретно можно сделать для оцифровки (систематизации) бизнеса?
    Ответ:
    1) Декомпозировать цели собственника по выручке в опережающие показатели.
    2) Расписать текущие и требуемые роли и бизнес процессы в компании. Актуализировать текущую ситуацию, определить требуемые ресурсы для роста.
    3) Составить матрицу ответственности. Сформировать оргсхему в компании. Проверить систему мотивации сотрудников. Поставить KPI сотрудникам, делегировать исполнение бизнес процессов, запустить процесс контроля показателей бизнеса.
    4) Создать систему упралвения на основе показателей. Сделать базу для управленческой отчетности - P&L, РнП. Запустить процесс план-фактного анализа показателей бизнеса.
  • Вопрос:
    Чем ментор отличается от бизнес трекера?
    Ответ:

    1. Считаю, что ментор "продает" предпринимателю прошлое, а бизнес трекер - "будущее". Ментор чаще опирается на свой прошлый опыт и часто советует то, что он уже делал и хорошо знает. Но проблема в этом - мир очень быстро меняется. Что работало год назад сейчас уже не работает и, делая те же самые действия, можно не добиться успеха с большой степенью вероятности. Поэтому бизнес-трекер, безусловно, использует свой прошлый опыт, но старается найти выход из лабиринта именно системными действиями и простаивает маршрут к выходу каждый раз заново, а не только теми инструментами, которые работали в прошлом.
    2. Если посмотреть фреймворк Cynefin, то зона менторинга это "Obivous" домен, где используются best practice. Ментор, обладая опытом, может посоветовать лучшие инструменты и рассказать про их применение. Домен "Complicated" с good practice уже дает результат только в 50 процентах случаев, условно. Ну и домен "Complex" c его emergent practice - чистая зона трекинга, ну и тем более "Chaotic" с его novel practice. С учетом того, что большая часть новых проектов базируются именно в "Complex" и "Chaotic" доменах - трекинг является именно тем инструментом, который даст лучший результат.
    3. Именно трекинг для начинающих бизнесов больше похож на задание из сказки - "пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что". Это к тому, что бизнес очень часто начинают с одной идеей, но в процессе проработки и исследования сама проблема и, тем более, способ ее решения могут несколько раз поменяться. И тут, как уже писалось, трекинг именно тот инструмент, которые наиболее силен в "нечетких" вопросах.