Как правильно "штурмить" для предпринимателя?
В данной статье попытаемся разобрать такой эффективный инструмент как мозговой штурм и рассмотрим некоторые скрытые аспекты его применения.

При работе с предпринимателем встречается такой паттерн, когда трекер входит в состояние потока, начинает генерить массу идей и выдавать их предпринимателю. Это даже нельзя назвать мозговым штурмом, но некоторые трекеры с гордостью говорят: "Я вот нагенерил ...". Здесь не буду обсуждать качество идей, просто хотел бы сосредоточить внимание на других аспектах подобного "мозгового штурма".

Сначала хочу обратиться к теории процесса фасилитации и напомнить одну из его глубинных идей. Там фасилитатор из разрозненных индивидуальных идей отдельных людей формирует единое консолидированное мнение, разделяемое всеми участниками. Каким образом это достигается?
Мы, люди, больше всего на свете ценим именно свое мнение. Мы ценим свой труд и свое затраченное время. Чем больше затрачено времени (в разумном количестве), тем более ценен для нас результат. Часто именно количество вложенных усилий определяет для нас ценность. Получив некий финальный результат, если там не учтено наше мнение и тем более мы не участвовали в процессе создания этого результата, такой результат для нас, мягко говоря, не так интересен (ценен). "Ну есть. Ребята молодцы."
Напротив, если нас вовлекли в процесс создания финального результата (а именно это фасилитатор и делает), при этом дали высказать свое мнение и тем более вложили это мнение в основу результата - то такое финальный результат мы признаем и разделяем. Более того, мы его психологически ценим, так как это "наша частичка", "частичка нашего я".

Вернемся к нашему случаю, когда трекер заваливает предпринимателя своими идеями. Эти идеи, положа руку на сердце, предпринимателю достаются "на халяву", а трекер создает опасный прецедент для обесценивания результата. Предприниматель не вложил в этот процесс практически ничего, затратил очень мало своей энергии и тем более это не его мнение. Ситуация усугубляется тем, что таких идей целая куча и одной больше, одной меньше - не велика потеря.
В данном случае предпринимателю кажется, что он получил все ему нужное. Этих идей, возможно, хватит надолго. А в реальности он вязнет в них и далеко не продвигается так как одной идеи мало - нужно систематическая работа по доработке идеи и ее валидации.


Что же делать в таких ситуциях? Как выдавать идеи предпринимателю?

Я вижу два варианта:

Первый - сдерживать себя и ценить свои слова. Вовлекать предпринимателя в процесс создания идеи. Трекер знает, что он хочет посоветовать. Самое время начать задавать наводящие вопросы предпринимателю, аккуратно подводить его к некому решению. Не стоит бояться "отдать" идею предпринимателю, пусть предприниматель будет думать что это его идея, но при этом он будет четко понимать, что он получил ценность именно от общения с трекером и именно трекер подвел его к "генерации это идеи". Ценность от одной "собственной" идеи предпринимателя намного выше кучи "халявных" чужих идей made by трекер. Не стоит бояться, если идея немного трансформируется. Для вас важен результат, а не ваша идея.
Сравните: "Ну да, была куча идей и, вероятно, там есть что-то интересное. Надо вспомнить." и "Опа, какую штуку я придумал!".
Грамотно "отдавая" идеи предпринимателю вы формируете ценность в его глазах.

Второй - снять шляпу трекера, надеть шляпу эксперта и выдать идею предпринимателю. А после, обязательно "отдать" идею вопросом "Как вы считаете?", "Как вам это отзывается?". Отдавая идею, нужно напомнить очень важную фразу "система - бьет класс". Мало получить классную идею - нужно организовать системный процесс по ее внедрению, проверке и валидации. Поэтому важно, отдавая идею, напомнить об этом предпринимателю и предложить варианты совместного продолжения работы над идеей.


В итоге, в результате такого процесса, предприниматель:
  • получает идею;
  • думает, что это его идея;
  • получает свою любимую и ненаглядную игрушку, на которую не жалко потратить время на доработку и время на проверку (гипотез);
  • получает и ощущает ценность от встречи - "Опа, какую штуку я придумал!".
Старайтесь совместной работой создавать ценность.
Важен процесс улучшений, а не сиюминутный результат.

Как выдавать идеи предпринимателю?

  1. Работать через наводящие вопросы. Именно вопросами формировать образ идеи у предпринимателя и вытаскивать этот образ (идею) наружу.
  2. Через экспертность, но с обязательной "отдачей" идеи предпринимателю.
  3. Через минимизацию количества идей, но с высоким их качеством. Меньше, но лучше.
  4. Чаще напоминайте предпринимателю, что "система - бьет класс".